травничество

Прерванная традиция

законы ПетраДо организации Аптекарского Приказа роль аптек во многих городах выполняли «зелейные лавки», «зелейники» собирали лекарственные травы и продавали их. Одновременно они занимались и врачеванием, совмещая в одном лице две профессии-аптекаря и врача.

В 1701 г. были изданы указы Петра І о закрытии зелейных лавок и открытии аптек. До этого времени в Москве было всего две аптеки, одна из которых была основана ещё при Иване Грозном, когда в Москву прибыл присланный по просьбе царя королевой Елизаветой английский аптекарь Джеймс Френчем; и вторая, служившая для снабжения медикаментами войск, основанная в 1673 г. Эти указы имели как положительное, так и отрицательное значение.

Разрешая открытие аптек, Пётр І не учёл того, что зелейные лавки были в действительности самобытными русскими аптеками, не похожими на иностранные.

Лекарь Франциск Скорина

Франциск СкоринаПервая половина XVІ в. ознаменовалась выдающимся событием - появлением первого белорусского доктора медицины. Это был Франциск Скорина, уроженец древнего города Полоцка, крупного центра обширной Полоцкой земли. Скорина, известный как первопечатник, также отдавал много времени занятиям ботаникой и медициной.

Медицинской практикой Франциск Скорина занимался всю жизнь и считал, что многие сведения по природоведению и ботанике можно извлечь из церковных книг, которые он переводил и печатал на белорусском языке. Медицинской практикой, в которой Скорина использовал преимущественно лекарственные растения и минералы, он занимается в период пребывания в Кёнигсберге и Вильно. Несколько лет из своей жизни в Праге Скорина посвятил участию в организации Королевского ботанического сада, где он собрал многие редкие растения и имел возможность проводить с ними эксперименты. В одном из своих предисловий к изданным им церковным книгам сам автор называет себя «в лекарских науках доктором».

Древнеславянские рукописи о травах

рукописи о травахОдним из первых памятников древнеславянской письменности является «Изборник Святослава», переведённый в X в. с греческого подлинника для болгарского царя Симеона, а в 1073 году переписанный для черниговского князя Святослава Ярославовича. «Изборник» имеет энциклопедический характер. Помимо других сведений, он содержит также описания различных болезней и способы их врачевания, даёт ряд медико-гигиенических советов, в нём описываются некоторые распространённые средства растительного мира. Среди лекарств упоминаются «былия», «зеленина», «пелынное зелие», т.е. полынь, которую рекомендовали применять при лихорадках. Есть указания на белену и болиголов: «зелие есть иконион и белена». О последней сказано, что её «никтоже, ум имый, не зобле» (не ест). Эти рукописи и многие другие, проникшие из Византии, читали наши предки.

Истоки травничества

травничествоДо принятия христианства на славянских землях сведения о лекарственных травах передавались устно из поколения в поколения. На протяжении веков общение с природой и опыт случайных наблюдений многому научили людей, собирались важные сведения и интересные рецепты.

Обычными лекарствами у восточных славян были полынь, крапива, хрен, ясень (кора), можжевельник (ягоды), подорожник, берёза (лист, сок), чемерица, мята. Кроме того, применялись и некоторые пищевые продукты, такие, как мёд с мукой, печёный лук, закваска из теста. Помимо местных, употребляли и некоторые иноземные растения, привезённые обычно из Италии и Греции.